Регистратура г. Верхнедвинск
8 (02151) 6-32-97

Регистратура д. Янино
8 (02151) 6-21-03
8 (02151) 6-21-61

Регистратура детской консультации

8 (02151) 6-24-75

Регистратура стоматологической поликлиники

8 (02151) 6-29-56

Приемная главного врача
8 (02151) 6-32-34

Заместитель главного врача по медицинской части

8 (02151) 6-25-05

Заместитель главного врача по медицинской экспертизе и реабилитации
8 (02151) 6-25-75

Заведующий поликлиникой
8 (02151) 6-32-65

Главный бухгалтер
8 (02151) 6-22-49

Касса
8 (02151) 6-30-59

Бухгалтер-экономист
8 (02151) 6-62-90

Отдел кадров
8 (02151) 6-23-48

Психиатр – нарколог
8 (02151) 6- 74-34

e-mail: info@vdvinskmed.by

Кризисные ситуации в жизни подростка

Подростковый период (12 – 18 лет) является очень важным в психосоциальном развитии. Главными вопросами этого возраста являются «кто я?», «куда я иду?» «как я впишусь в мир взрослых?». Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, поэтому этот возраст считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и кризисных состояний. Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются, в основном, страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемой профессионального выбора, а также с учебной деятельностью. Сложные контрольные работы, экзамены, плохие отметки, конфликтные отношения с учителями, недостаточное знание предмета, угроза потерпеть публично неудачу на уроке, дефицит времени являются причиной хронического эмоционального стресса практически у каждого второго старшеклассника.

Говоря о кризисных состояниях подростка, необходимо выделить главное – ему плохо, он не справляется с жизненной ситуацией, его эмоциональное состояние неустойчиво, его деятельность мало эффективна, его контакты с другими людьми разрушены или ограничены. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Это рождает у него ощущение, непонимания, одиночества, безысходности. Невысказанные или непонятые эмоции могут подтолкнуть подростка к необдуманным действиям. Именно на этот возраст приходится пик экспериментов с психоактивными веществами, которые, по мнению подростков, могут ослабить эмоциональные стрессы. Для этого возраста характерны и мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей: «Вот умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

- глубоко ранящая обида;

- несчастная любовь или разрыв отношений;

- ссора или острый конфликт со значимыми людьми;

- травля, отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников;

- смерть родителя, члена семьи или близкого человека;

- тяжёлое заболевание;

- перенесённое насилие;

- неудачи на фоне высоких требований со стороны школы или семьи;

- неблагополучие в семье (развод, алкоголизм родителей, нестабильная обстановка).

Что делать? Как помочь?

  1. Предложите подростку доверительно поговорить.
  2. Внимательно слушайте подростка, дайте ему возможность высказаться.
  3. Сохраняйте спокойствие, контролируйте свои эмоции.
  4. Не перебивайте, не делайте быстрых выводов, не осуждайте, не поучайте.
  5. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  6. Оцените глубину эмоционального кризиса.
  7. Предложите рассказать о проблеме через другие средства коммуникации (письмо, записку).
  8. Постарайтесь выяснить намерения подростка или план его дальнейших действий.
  9. Дайте знать, что хотите помочь.
  10. Спросите, кого бы подросток хотел включить в круг помощи.
  11. Расскажите подростку, что можно обратиться за помощью к специалистам.
  12. В случае угрозы жизни и безопасности подростка обратитесь к специалистам без согласия подростка.

Период сильных эмоциональных реакций обычно длится от одной до шести недель. Очень важно понимать природу кризиса и в соответствии с этим пониманием выстраивать работу по оказанию помощи. Традиционно работа с кризисом предполагает воздействие непосредственно на подростка - развитие его адаптивных механизмов, работа с самооценкой и поиск его внутренних ресурсов для преодоления психотравмирующей ситуации. Однако важен и другой подход – средовой, т.е. работа с кризисом через изменение характеристик среды, воздействующей на подростка в школе и дома. В одиночестве трудно преодолеть сложную кризисную ситуацию и поэтому, если у молодого человека отсутствует социальная среда, способная его поддержать, её необходимо создать с помощью значимых взрослых и сверстников.

Психолог УЗ «Верхнедвинская ЦРБ»

О.В. Сушко

Мы на карте

Бухгалтер-экономист
8 (02151) 6-62-90

Регистратура д. Янино
8 (02151) 6-21-03
8 (02151) 6-21-61

Регистратура г. Верхнедвинск
8 (02151) 6-32-97

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.